воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Собрание для родителей в старшей группе: «Ознакомление старших дошкольников с различными жанрами детской художественной литературы».

Выступление на родительском собрании по теме «Ознакомление старших дошкольников с различными жанрами детской художественной литературы».
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.
 Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.    
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
К жанрам детской литературы можно отнести:
сказки – выдуманные произведения волшебного, бытового или авантюрного характера;
басни – рассказы в стихотворной иносказательной форме, изображающие поступки человека и имеющие цель донести определенную мораль;
стихи – небольшие поэтические художественные произведения;
былины – героические народные песни-сказания о подвигах русских богатырей;
рассказы – небольшие повествовательные произведения, имеющие, как правило, одну сюжетную линию;
повести – рассказы с хронологически построенным сюжетом;
поэмы – большие художественные произведения с повествовательным либо лирическим сюжетом, написанные в стихотворной форме;
романы – объемные прозаические произведения со сложной сюжетной линией;
фэнтези – прозаический жанр, использующий мифологические, сказочные мотивы.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя ребят с жанром рассказа, взрослый должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось видеть в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таковых жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого (родителей). Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и поэзией.
Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Беседа - опрос детей по теме
«Ознакомление с художественной литературой».
1.                 Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?
2.                 Есть ли у тебя дома книги?
3.                 Кто тебе их читает? 
4.                 Какие книги ты любишь?
5.                 Есть ли у тебя любимая книга?
6.                 Кто твой любимый герой?
7.                 Какие сказки ты знаешь?
8.                 Каких писателей ты знаешь? Назовите их.
9.                 Ты хотел бы научиться читать?  


                                                                                                                                 






                                                                                                                





2 комментария:

  1. спасибо за поучительную консультацию

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо очень интересно!��

    ОтветитьУдалить