Педагогам

Консультация для воспитателей

«Пути и средства воспитания у дошкольников навыков самообслуживания».
         
    
     


 «Самообслуживание – обслуживание себя собственными силами» (С.И. Ожегов).
          «Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила» («Воспитание дошкольника в труде» / Сост. Р.С. Буре).
Самообслуживание основной вид труда ребенка. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой на место игрушки формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Безусловно, умывание, одевание могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое значение и жизненная необходимость умений, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают их на одно из самых важных мест при формировании трудовых навыков.

При правильном организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые действия по обслуживанию себя, т.е. приобретал практический опыт. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой.
В самообслуживании перед ребенком ставится конкретная цель, достижение которой понятно и жизненно необходимо ему. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает дальнейшие возможности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься и т.д.
Обслуживая себя, ребенок 2-3 лет проявляет определенные физические и умственные умения. Выполняя эти действия, он напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом. Дети 4-5 лет, одеваясь, разговаривают друг с другом, замечают, что делают другие. Дети 6-7 лет могут уже быстро одеться и помочь младшим.
В соответствии с этим изменяются методы формирования навыков самообслуживания:
-       показ выполнения каждого действия и их последовательности с сохранением неизменным одного и того же способа;
-       многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности;
-       переход от показа к подробным словесным объяснением;
-       общее напоминание для закрепления навыков самообслуживания;
-       проверка навыков самообслуживания.
Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации:
-       повседневного продолжительного систематического участия детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей;
-       учета качества самообслуживания;
-       единства требований со стороны педагогического коллектива.
Таким образом, навыки самообслуживания, как было сказано выше, формируются в четкой последовательности в зависимости от задач, стоящих перед педагогом по воспитанию детей в определенном возрастном периоде.
Задачи воспитания навыков самообслуживания у детей 2-3 лет:
-       учить умываться в определенной последовательности, правильно пользоваться полотенцем;
-       самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, набирая в нее небольшое количество пищи;
-       одеваться и раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность (при помощи взрослого), особое внимание, обращая на шнуровку, завязывание ботинок и застегивание пуговиц.
При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение рифмованных строк. Например, показывая приемы умывания , воспитатель приговаривает:
Буль-буль-буль журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Малыши любят веселые коротенькие, понятные им стишки. Например, из стихотворения они узнают о том, что нужно мыть руки после посещения туалета:
Зайчик в туалет ходил,
Потом с мылом лапки мыл.
Ты как зайчик поступай –
Руки мыть не забывай.
Формируя у детей необходимые навыки, нельзя забывать и о воспитательной значимости труда. Следует учить малышей благодарить взрослых и друг друга за оказанную услугу, соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке, воспитывать бережное отношение к вещам.
Задачи воспитания навыков самообслуживания у детей 4-5 лет:
-       закреплять навыки у детей в последовательности умывания;
-       учить свободно, пользоваться ножом и вилкой;
-       продолжать учить шнуровке и завязыванию, застегиванию пуговиц, оказывать помощь сверстникам при одевании и раздевании;
-       учить оценивать достижения в самообслуживании и исправлять недостатки.
У многих детей пятого года жизни наблюдается снижение интереса к самообслуживающему труду, поскольку они не видят в нем новизны. Необходим контроль за правильным и добросовестным выполнением операций. Поэтому в работе с дошкольниками главным остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в то же время обучающий материал. Это могут быть картинки с изображение веселых зверюшек, занимающихся самообслуживанием, отгадывание загадок о предметах личной гигиены, увлекательные игры и упражнения типа «Что мы делаем, не скажем, лучше мы это покажем», разные «отвечалочки», «угадалочки», «узнавалочки», «удивлялочки» и многое другое. Эти приемы помогают воспитателям подкреплять усвоенные детьми умения и формировать из них стойкие привычки. А систематический контроль за действиями каждого ребенка в сочетании с обращением к положительному примеру и мягким доброжелательным напоминанием дает особенно положительный эффект.
Задачи воспитания навыков самообслуживания у детей 6-7 лет:
-       учить проверять самих себя (достаточно ли тщательно и аккуратно умылся);
-       совершенствовать навыки культурного приема пищи;
-       закреплять навыки одевания-раздевания, учить контролировать себя.
В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используются:
-       повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших детей;
-       рассматривание иллюстраций в книгах, чтение художественных произведений;
-       просмотры кукольных спектаклей и т.д.
В старших дошкольных группах, закрепляя и совершенствуя навыки самообслуживания, воспитатели обращают внимание на то, кто первый из детей пришел на выручку, разъясняют смысл хорошего поступка. Для этого знакомят с рядом конкретных правил по организации помощи (по Р.С. Буре):
-       оказывай посильную помощь другому в деятельности по самообслуживанию, если он тебя просит об этом (ему трудно справиться самому, или он что-то не умеет);
-       будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь;
-       будь добрым по отношению к сверстникам, и они также отнесутся к тебе;
-       старайся сам во всем быть самостоятельным, но если чувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся);
-       бережно относись к своим вещам и вещам других.
В процессе совершенствования навыков по самообслуживанию у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам, взрослым. Воспитатель отмечает случаи проявления детьми внимания и заботы по отношению друг к другу, радуется за них и гордится ими.

Литература
1.Комарова Т.С., Куцакова  Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
2. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию элементарных математических представлений
в старшей группе компенсирующей направленности
(ОНР, 3-й год обучения).
Тема: «Масленица. Продукты питания».

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
- сформировать представление о сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду, умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос «На сколько, одно число больше или меньше другого?»;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
- тренировать умение понимать и использовать символы, продолжать формировать представление о том, как обозначить отрицание «не» с помощью вычеркивания;
- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
Мультимедийная презентация, веревочка, рецепт для приготовления теста:

           










макет часов.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Карточки с символами свойств геометрических фигур (билеты в автобус):


     










 Игровизоры с заданием:

   





фломастеры  на водной основе для работы с игровизором, продукты и посуда для приготовления теста, блины на угощение детей.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.                    Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
Как хозяева наши постарались,
В доме к празднику все прибрались.
Все готовы? (Да). Ну, тогда
Ворота отворяйте, да гостей привечайте!
Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

На поляне дом стоит
Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт.
               
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие вверх - "ворота".
Мы ворота открываем
Ладони разворачиваются.
Всех вас в гости приглашаем.
Кланяются гостям.

       Воспитатель собирает детей возле себя.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите на экран. Что изображено на картинках? (времена года).
- На которой по счету картинке изображена зима? (на третьей)
- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)
- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной)
- Что является символом Масленицы (блин)
- Почему? (Ответы детей) Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком. А ваши мамы или бабушки пекут блины? Хотите им помочь печь блинчики? А сможете?
2. Актуализация знаний.
- Что нам нужно для того, чтобы сделать тесто? (Ответы детей) Конечно же, нам нужны продукты. А где их взять? (Ответы детей). В каком магазине мы сможем это купить? (Ответы детей). Тогда отправляемся в магазин. На чем мы туда доберемся? (Ответы детей)
- На машине? А мы все поместимся в одну машину?
Отправляемся на автобусе.
- А где же наш автобус?  Посмотрите, какая красивая веревочка, а мы можем превратить ее в автобус?
Какой геометрической формы у нас автобус? (Ответы детей)
Но чтобы сесть в автобус, нужно купить билет. На билете зашифрована геометрическая фигура. Постарайтесь ее расшифровать и тогда вы сможете зайти в автобус.
- Двери открываются, становитесь парами. Я знаю дорогу и поэтому сегодня буду водителем. (Дети садятся в автобус). А чтоб нам не скучно было ехать я задам вам вопросы-шутки:
На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
Сколько орехов в пустом стакане?
Сколько носов у двух котов?
Сколько ушей у трех мышей?
3.                    Затруднение в игровой ситуации.
- Вот мы и приехали в магазин. Но в продуктовом магазине переучет, и мы сможем купить продукты только в том случае, если поможем работникам магазина сравнить количество продуктов, но пакеты, в которых они положены, закрыты, а их количество указано на этикетках. Надо не только поставить нужный знак, <или>, но и определить, на сколько, одно число больше или меньше другого. (Дети самостоятельно выполняют задание за столами.) Через 1 минуту спросить:
- 4 и 7, какое число больше, а какое меньше? Почему? (Например, 4<7, так как 4 при счете идет раньше, чем 7).
- В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону числа 7, потому, что оно больше.)
-  Прочитайте запись. (4 меньше7.)
-  На сколько число 4 меньше, чем 7?
Возникает затруднение.
-  Смогли вы помочь работникам магазина?
-  Почему не смогли? (Потому, что не знаем на сколько число 4 меньше, чем 7.)
-  Чему нам нужно научиться? (Нужно научиться узнавать, на сколько одно число меньше или больше другого.)
4. Открытие нового знания.
 - Как мы сможем этому научиться? (Попробовать придумать самим, а потом проверить по учебнику.)
- Вы сможете сами нарисовать продукты в мешках? (Да) Давайте продукты обозначим овалами и кругами.
- Сколько овалов надо нарисовать в левом мешке? (4)
- Сколько кругов надо нарисовать в правом мешке? (7)
- Как теперь ответить на вопрос, на сколько 4 меньше 7? (Провести ниточки и узнать, кругов осталось без пары.)
Дети самостоятельно выполняют работу. Значит, 4 меньше, чем 7, на 3, и 7 больше, чем 4, тоже на 3. После завершения воспитатель выставляет на доску образец для самостоятельной проверки.
- Давайте теперь проверим по рисунку из учебника, верно ли мы рассуждали?
Воспитатель делает вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, можно для этих чисел составить группы предметов, затем провести ниточки и сосчитать, сколько предметов осталось без пары.
- Смогли вы придумать как помочь работникам магазина? (Да)
- Замечательно!
Работники магазина благодарят детей и награждают продуктами.
5.    Закрепление пройденного.
Воспитатель: Тогда проходите в нашу мини кухню и занимайте свои места. Но для того, чтобы не испачкаться, нужно всем надеть фартуки.
(Дети надевают фартуки и рассаживаются за стол. На столе стоят миски с мукой, сахар, яйцо и вода, пустые стаканы, чайные ложки для каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какие продукты нужны для того, чтобы приготовить блины?
Дети: Мука, сахар, яйца, вода или молоко.
Воспитатель: Правильно. Но чтобы блины получились вкусные, нужно все делать по рецепту. Кто знает, что такое рецепт?
Дети: Рецепт-это то, сколько продуктов и каких нужно для того, чтобы замесить тесто.
Воспитатель: Правильно, превосходно. Для наших блинов есть все продукты. Нам нужно отмерить 10 ложек муки без горки, 1 ложку сахара без горки, одно яйцо и один стакан воды.
Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать о муке, давайте проведем исследование муки, она, какая? Потрогайте ее пальчиками.
Дети: Мука - белая, мягкая, сыпучая, хрустящая, без запаха…
Воспитатель: А как называют людей, которые пекут изделия из муки?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Правильно. Какие мучные изделия, кроме блинов вы знаете?
Дети замешивают тесто.
Воспитатель: Давайте попросим поваров нам помочь испечь блины, так как у нас нет плиты, передадим его на кухню.
Воспитатель: Для выпечки блинов понадобится 1 час.  Как нам отмерить 1 час?  Для это нам нужны часы. Давайте к ним подойдем. (Дети подходят к макету часов, которые показывают 9.00).
Воспитатель: Давайте вспомним, сколько на часах стрелок,  какие они?
Дети: Две стрелки. Одна длинная, а другая короткая.
Воспитатель: Что показывает длинная стрелка?
Дети: Минуты.
Воспитатель: Что показывает короткая стрелка?
Дети: Часы.
Воспитатель: На каких цифрах стоят стрелки наших часов?
Дети: Маленькая на 9, большая на 12.
Воспитатель: Значит, какое время показывают наши часы?
Дети: 9-00 часов.
Воспитатель: Правильно. Сейчас 9-00 часов. А наши блины должны выпекаться 1час. Во сколько они испекутся?
Дети: В 10-00 часов.
Воспитатель: Ребята, как будут стоять стрелки часов, когда на них будет время 10-00. (Дети показывают)
Воспитатель: Молодцы ребята! Но наши повара волшебники, поэтому блинчики уже испекли! (Внести тарелку с блинами). Что нужно им сказать?

6. Итог занятия.
- Где вы сегодня были?
- Кому помогли?
- Что было трудным?
- Что понравилось больше всего?
- Как вы можете использовать полученные знания дома?
ЛИТЕРАТУРА: Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка-ступенька к школе», Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 3.-М.: Ювента, 2014.



        Конспект непосредственно образовательной 
   деятельности в подготовительной к школе группе
           «Ты, Кубань – ты, моя – Родина!»
Автор: воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 138» (МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 138») Канцур Светлана Николаевна.
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с историей жизни и одежды казаков;
Дать представления о традициях кубанского быта;
Воспитывать любовь к малой Родине;
Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, светелка, кабица.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, иллюстраций с изображением казаков в различных одеждах, беседы с детьми.
Материал и оборудование: аудиозапись с казачьими песнями, карточки с изображением мужской и женской казачьей одежды, мультимедийные картины: казачья деревня, казачье подворье, гугун, глэчик, макитра, самовар, карточки-отгадки: зерно, земля, серп, сноп, колос, мельница, хлеб.
Литература:
1.      Составитель В.В. Воронин «Кубанские народные сказки и легенды». ООО «Каргилл юг» 2001г.
2.      Жерноклёв И.В., Лотышев И.П., Медведева С.А. «Кубанские легенды и сказания». ООО «Диапазон-В» Краснодар 2011г.
3.      Лотышев И.П., Сердечная В.В. «Мой край родной. Путешествие по Кубани»
         ОИПЦ «Перспективы образования» 2013г.
4.      «Зовут маня Кубань». Краевое издательство «Северный Кавказ» 1993г.





Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем можно путешествовать? (на автобусе, на корабле, на самолете, пешком).
Воспитатель: А мы отправимся на ковре-самолете, потому что путешествие наше в прошлое. А куда мы отправимся, вы отгадаете с помощью моих вопросов. Тот, кто ответит   на вопрос, садится на ковер-самолет.
- Как называется край, в котором мы живем? (Краснодарский край)
- А кто знает, как еще называются наш край? (Кубань)
- Кто населял Кубань в древности? (500 тысяч лет назад на Кубани жили древние люди (скифы, меоты, греки), затем - адыги).
- Какая самая большая река Краснодарского края? (Кубань)
- Назовите моря Краснодарского края (Черное море и Азовское)
- Назовите столицу Кубани? (город Краснодар)
- Почему наш край называют «Жемчужиной России»? (Наша земля богата плодородной почвой, на которой хорошо растет пшеница, рожь, овес, овощи и фрукты).
 Дети рассаживаются на ковре. Звучит Кубанская музыка, на мультимедиа картина казачьих хат.
Воспитатель: Дети, вы догадались, куда мы с вами попали? (ответы детей).
Правильно, мы попали в казачью деревню. Но чтоб увидеть казачий быт, нам нужно надеть казачью одежду. Подойдите к столу и подберите девочки – женскую казачью одежду, а мальчики – мужскую одежду.
 На столе картинки с изображением разной казачьей и современной одежды. Дети подбирают нужную картинку.
Воспитатель: Какую одежду подобрали девочки? (Юбка, кофта, нижняя юбка –
 «спидница» , фартук, веночек с лентой).
Дети по очереди показывают карточки и называют одежду.
Воспитатель: Умницы девочки!
Какую одежду подобрали мальчики? (шаровары, черкеска, башмет, бурка, папаха).
Дети по очереди показывают карточки и называют одежду.
Воспитатель: Молодцы мальчики!
На мультимедиа картина казачьего подворья.
Воспитатель: Куда мы попали с вами, посмотрите внимательно? (В хату казака).
А что такое хата? (это дом, где жили казаки).
Вспомните, из чего строили хаты казаки? (из глины, соломы).
Правильно, ребята, хаты казаки строили из местных природных материалов: глины, хвороста, камыша.
Какого цвета хата? (белая).
Стены снаружи и внутри белили известью.
В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица.
Как называлась половина, где принимали гостей? (Светлица).
Как вы думаете, для чего в хате была нужна печь? (чтобы было тепло, можно было приготовить обед).
А еще зимой на ней спали старики или дети.
Ребята, посмотрите на крышу, из чего она сделана? (Из соломы).
Верно, крышу накрывали соломой, связанной в снопы или камышом.
Посмотрите, что находится справа от хаты? (Печь).
Угадали, это летняя печь. Ее еще называли кабица.
В Кубанских подворьях летом готовили пищу не в домах, а под навесом на улице. Ведь если летом затопить в доме печь, то там будет очень жарко.
- Что такое кабица? (Летняя печь).
Кто в казачьих семьях глава семьи? (Казак).
Чем он занимался? (Работал в поле, добывал пищу)
Правильно, ребята, но самое главное – он защищал границу.
Как называли жену казака? (Казачка)  
Чем она занималась? (Домашним  хозяйством, готовила обед, воспитывала детей).
Казачка очень любила готовить вкусную еду для детей и мужа. Готовила кашу, борщ в чугуне.
Воспитатель показывает чугун.
Воспитатель: Он тяжелый, чугунный, но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранят в глиняной посуде – глэчике. Оно в нем долго не прокисало.
Воспитатель показывает глэчик.
Воспитатель: Тесто замешивали в макитре – это большой глиняный горшок.
Показ мультимедиа.
Воспитатель: Гостей поили чаем из самовара.
Показ мультимедиа.
Воспитатель: Хозяюшка любила готовить обед, печь хлеб. Но чтобы испечь хлеб, нужно приложить много усилий.
Игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а отгадку-карточку вы получите за правильный ответ.
-Он идет, волну сечет (серп).
-Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят (колос).
-В поле-метелкой,
В мешке-жемчугом (пшеница).
-Никого не родила, а все матушкой зовут (земля).
-Сто один брат-все в один ряд,
Вместе связаны стоят (сноп).
-Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб).
-На горе-горушке, стоит старушка,
Руками машет, хлеба просит, даешь ей хлеба - назад отдает (мельница).
Дети разбирают карточки с изображением отгадок.
Воспитатель: А сейчас встаньте так, чтобы увидеть, что зачем идет.
Дети выстраиваются в линию, показывая карточки: пшеница, земля, серп, сноп, колос, мельница, хлеб.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с трудным заданием. Ведь чтобы испечь хлеб, действительно нужно затратить много сил и труда. А сейчас давайте отдохнем и поиграем в игру «Молотьба».
Не гром грохочет, не пальба,                Перед собой выполнять круговые
Гремит, грохочет молотьба.                  движения согнутыми руками.
Гора зерна растет до неба.                    Потянуться вверх, стать на носочки.
Ты видишь, сколько будет хлеба?      Плавное опускание рук.
Шумят, гремят грузовики,                   Руки на пояс, притопывают ногами
Стучат на мельниц валки.                    с продвижением вперед.
Гора муки растет до неба                     Руки вверх, стать на носочки.
Ты видишь, сколько будет хлеба?      Плавное опускание рук.
Мне говорят, что спать пора,              Присесть, руки под голову.
Но не усну я до утра:                            Встать.
Мне поглядеть бы хоть немножко.    Ходьба на месте.
Как мама будет печь лепешки.           Имитация лепки лепешек.
Воспитатель: Казаки были очень трудолюбивы, об этом сложено немало пословиц. Кто вспомнит? («Труд казака кормит, а лень портит», «Встречай хлебом-солью, провожай добрым словом»).
Воспитатель: Да и нам пора возвращаться в детский сад. На ковер-самолет сядет тот, кто ответит на вопросы:
-Как назывался дом, в котором жили казаки?
-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает?
-В чем замешивала казачка тесто?
-Откуда носили воду?
-Чай пили из…?
-В нем варили кашу, он был тяжелый.
-Где казаки принимали гостей?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все справились с заданием, садитесь на ковер.
Дети садятся на ковер. Звучит казачья музыка.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Не забывайте ребята о нашем прошлом, и старайтесь беречь землю родную, как мать любимую.






4 комментария:

  1. Очень интересные конспекты,обязательно пригодятся в практической деятельности.

    ОтветитьУдалить
  2. Про Кубань очень понравилось.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень шикарная педагогическая находка про связь с Масленицей.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень шикарная педагогическая находка про связь с Масленицей.

    ОтветитьУдалить