воскресенье, 20 сентября 2015 г.

«Коррекция связной речи у детей с ОНР средством ознакомления с детской художественной и познавательной литературой».



Выступление на родительском собрании.

«Коррекция связной речи у детей с ОНР средством ознакомления с детской художественной и познавательной литературой».
 
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4-5 летнего возраста.
          Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, характеризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.
При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Дошкольники не могут повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространёнными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
Художественная и познавательная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определённое содержание.
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у детей умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.)
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Художественная система русского фольклора своеобразна. Разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.
Работа с фразеологизмами развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм («зарубить на носу» - запомнить навсегда; «повесить голову» - загрустить).
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающиеся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка, словесного творчества детей и развитие связной речи.
При целенаправленной работе можно развить поэтический слух и связную речь каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.




Литература:
1.    Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

2.    Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.

1 комментарий: