Выступление на родительском собрании.
«Коррекция связной речи у детей с ОНР
средством ознакомления с детской художественной и познавательной литературой».
В настоящее время увеличивается число детей с
нарушениями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно
достоверно ставят детям 4-5 летнего возраста.
Общее
недоразвитие речи – это системное нарушение, характеризующиеся нарушениями
звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия,
звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.
При ОНР ограничен
словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание).
Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря
приводит к частым заменам одних слов другими. Дошкольники не могут повторить
фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространёнными
предложениями, наблюдаются аграмматизмы.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное
и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
Художественная и познавательная литература открывает и
объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его
эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное её воспитательное, познавательное и
эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она
воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и
ритм родного языка.
На основе анализа литературного произведения в
единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении
средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать
в образном слове определённое содержание.
В формировании связной речи важную роль играет
взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает,
насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и
одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального
развития.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением
задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых
частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и
литературных произведений в целях формирования у детей умений строить связное
монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с
изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями,
эпитетами, метафорами, синонимами и др.)
Развитие образной речи является важной составной
частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая
понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои
мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания
содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Важнейшими
источниками развития выразительности детской речи являются произведения
художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые
фольклорные формы (пословицы, поговорки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Художественная система русского фольклора своеобразна.
Разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни,
предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы,
поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора
оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений,
метафор, эпитетов) в художественном тексте.
Работа с фразеологизмами развивает осознание
обобщенного смысла малых фольклорных форм («зарубить на носу» - запомнить
навсегда; «повесить голову» - загрустить).
Формирование образности речи должно проводиться в
единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающиеся на
представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни,
стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности
ее использования в собственных сочинениях.
Ознакомление с художественной литературой включает
целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что
оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка,
словесного творчества детей и развитие связной речи.
При целенаправленной работе можно развить поэтический слух
и связную речь каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, к его
точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается
критическое отношение к собственной речи.
Литература:
1.
Карпова С.И.,
Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.
– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
2.
Ушакова О.С.,
Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты
занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Познавательно, спасибо.
ОтветитьУдалить