В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем
дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны
взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками,
недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей
деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других —
формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых,
когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь
самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы
"выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в
свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их
причины.
Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям,
стоящим на пороге 6-7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт,
прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности — в игре,
на спортивных занятиях и т.д. — они уже могут реально оценивать свои
возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации, в
частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя,
самооценка в этом случае завышена. Считается, что завышенная самооценка
дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в
себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и,
следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе
деятельности.
Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно
реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих
силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования,
используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных
особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности
и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным
симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.
Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности
и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом
собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности,
формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень
притязаний
Очень интересная информация!
ОтветитьУдалить